Tatra 77 - Трехглазка

Tatra 77 - Трехглазка

Создатель этой авторской работы Tatra 77 — знаменитый чешский инженер и конструктор Г. Ледвинка — не мог, конечно, при всех масштабах своего дарования сотворить такую машину в один, что называется, присест, неким титаническим усилием мысли. Он шел к ней постепенно, с самого начала двадцатых годов, придумывая и на практике испытывая различные составные части ее конструкции. Например, хребтовую трубчатую раму он применил еще на модели Tatra 11 1923 года, и оппозитный мотор воздушного охлаждения — тоже. Нетрадиционная конструкция шасси потребовала столь же нетрадиционного под- хода к подвескам; не все шло гладко с самого начала, но, в конечном счете, Ледвинка добился и высокой надежности этих узлов, и невиданной плавности хода. Казалось бы, формула успеха найдена — но тут Ледвинка всерьез увлекся заднемоторной компоновкой.

Tatra 11 - ТрезглазкаТогда эта схема была в большой моде — если не среди широкой публики, то уж во всяком случае среди конструкторов. Ей вплотную интересовались Фердинанд Порше в Германии и Джон Тъярда в Америке, ей прочили ведущие позиции в будущем и старались по мере сил это будущее приблизить; кого-то прельщала заманчивая перспектива "посадить" двигатель вместе с трансмиссией на ведущий мост, создав единый, легко заменяемый при необходимости "силовой модуль", кому-то не терпелось избавиться от торчащего спереди капота и придать машине идеально обтекаемую каплевидную форму... А Ледвинка хотел еще и сохранить на своем автомобиле воздушное охлаждение. Это потребовало основательной аэродинамической проработки кузова по новейшим методикам, которые даже еще не были готовы — работы, которые в этом направлении вели Пауль Ярай и Эдмунд Румплер, были в самом разгаре, многое требовало дальнейших уточнений. А от правильного расположения воздухозаборников, направляющих встречный поток воздуха в моторный отсек, напрямую зависело то, будет ли двигатель перегреваться или все-таки нет.

Первая "аэродинамическая Tatra", модель 77, дебютировала на Парижском автосалоне 1931 года и произвела на посетителей впечатление, прямо скажем, неизгладимое. Гладкобортный кузов без подножек! Передок без малейших признаков фальшрапиатора! "Карманы" воздухозаборников на том месте, где у шестиоконных кузовов обычно бывает третья пара окон! Машина смотрелась куда авангарднее заокеанского Airflow концерна Chrysler: тот-то был и с подножками, и с фальшрадиатором, а куда денешься, ежели у тебя мотор спереди и охлаждение водяное... Центральная труба хребтовой рамы в задней части раздваивалась, образовывая удобный "подрамник" для крепления силовой установки: трехлитрового 60-сильного V-8. Трехскоростная трансмиссия без синхронизации находилась перед ведущим мостом, однодисковое сцепление "сухого" типа — сразу за ним, дифференциал имел спиральное зацепление, и все это было конструктивно скомпоновано в единый агрегат — тот самый "силовой модуль". Да, здесь было на что посмотреть и чему поучиться. Нам из наших дней хорошо видно, под впечатлением чего находился упомянутый нами выше Фердинанд Порше, приступая в том же 1934 году к работам по созданию того, что сейчас известно как самый первый Volkswagen — тот самый, который "жук". А Джон Тъярда из корпорации Ford откровенно завидовал успеху Ледвинки, — руководство "завернуло" ему аналогичный проект, и теперь машину предстояло переделывать под "классическую" компоновочную схему с двигателем спереди. (Это был Lincoln Zephyr).

Tatra 87 - ТрезглазкаЧто же до Ледвинки, то он и не думал почивать на лаврах. Эксплуатация Tatra 77 выявила у нее места не то чтобы слабые, но поддающиеся дальнейшему усовершенствованию. Попытка поставить более крупный и более мощный мотор привела к увеличению нагрузки на задний мост и ухудшила управляемость. Значит, надо было идти другим путем — снижать массу и улучшать аэродинамику. Неплохо также было бы попробовать "выжать" из двигателя десять-пятнадцать лишних сил. Потом есть еще проблема продольной устойчивости: 65% массы приходится на задние колеса и всего 35% — на передние, а потому машина Tatra 77 напоминает пушенную из лука стрелу со слишком тяжелым оперением. Надо попробовать пристроить на кузов вертикальное оперение, вроде самолетного киля: на больших скоростях это должно помочь, а ведь именно в таком режиме движения устойчивость на курсе особенно важна... И вот — Tatra 87 1937 года.

Странным образом машина ничуть не выглядит устаревшей, — по крайней мере ее шестидесяти дет ей никак не дашь. Этот обтекаемый снаряд кажется предназначенным для гладких и прямых, как стрела, автострад будущего, — однако ему были уготованы и трудные военные дороги, и не менее легкая миссия путешественника-первопроходца в послевоенные времена.

Другие ретро автомобили такого же типа:

История автомобильного транспорта
Вверх