Драгстеры. Гонки драгстеров

dragster

Идея установления рекордов скорости стара, как мир, а применительно к автомобилю — как сам автомобиль. Еще в конце прошлого века начали проводить рекордные заезды на безлошадных экипажах, а в начале нынешнего эпицентр борьбы за быстрые секунды переместился в Соединенные Штаты. Тогда практически не было подходящих трасс и первые подобные соревнования часто проходили на ровном морском побережье. Но песок, даже плотно утрамбованный — не лучшая почва под колесами, и вскоре для скоростных заездов было найдено более подходящее место — озеро Бонневиль в штате Юта. Не стоит удивляться: озера Бонневиль, Мюрок (Калифорния) и некоторые другие (не только в Америке), на которых проводят гонки драгстеров, — высохшие. Дно их покрыто абсолютно ровным слоем соли и с первого взгляда похоже на каток. Однако коэффициент сцепления у такого покрытия не ниже, чем у асфальта, и это делает соляные озера идеальным естественным полигоном.

ДрагстерРекордные заезды проводились на разных дистанциях и по разным правилам. Старт давали с места или с ходу, часто автомобили выполняли два заезда в противоположных направлениях, а результаты усреднялись. В общем цель была одна: засечь максимальную скорость, время не учитывалось. Уже в тридцатые годы в рядах «рекордсменов» появилось новое движение: парные гонки на четверть мили (402 метра) со стартом с места. При этом учитывалось время и скорость на финише. Соревнования по этим правилам привлекли такое количество участников, что в 1937 году была основана Южно- Калифорнийская ассоциация гонок на время (SСТА), ставшая предшественницей Национальной ассоциации хот-роддинга (NHRA). Постепенно гонки драгстеров на ускорение отделились от рекордных заездов, а после воины и вовсе переместились на специальные асфальтированные трассы. Спортсмены вносили изменения в конструкции своих машин с тем. чтобы улучшить динамику. Начиналась эра драгстеров..

Английский глагол «drag» (от которого и произошло это название) имеет множество значений, но основное — «тащиться». Что же, отдадим должное американскому чувству юмора, нынче стремительнее драгстеров разве что реактивные истребители. Теоретически драгстером может называться любой автомобиль, принимающий участие в заездах на ускорение, ведь большинство строителей хот-родов нет-нет, да и заявятся на какое-нибудь местное соревнование, чтобы испытать свое детище. А таких соревнований в США за год проводится несколько тысяч. Настоящих, профессиональных классов всего три: Тор Fuel, Pro Modified и Pro Stock. Они-то и привлекают наибольший интерес зрителей и спонсоров.

Top Fuel dragsterTop Fuel dragster в буквальном переводе — «высшее горючее», что. в общем, верно, поскольку в своих многолитровых цилиндрах эти монстры сжигают не бензин, а нитрометан, вещество, которое в других видах автоспорта не допускается даже в качестве присадки к топливу. Именно эти нелепые машины, чем-то похожие на гоночные «формулы», отраженные в кривых зеркалах, называются драгстерами. В конструкции все подчинено одному — динамике разгона: двигатель мощностью в несколько тысяч лошадиных сил, чудовищный крутящий момент, огромные мясистые задние колеса из сверхмягкой резины, чтобы этот момент реализовать. Рулевое управление — простейшее, лишь для корректировки курса, тормоза только на задних колесах, да и это не принципиально: когда на финише скорость под 500 км/ч никакие тормоза не помогут — в дело вступает парашют.

Pro Modified dragsterТак же устроены и драгстеры класса Pro Modified, которые еще называют фанникарами — смешными машинами. Зрелище действительно до вольно смешное: все вышепоименованное хозяйство здесь убрано под фибергласовый колпак, очертаниями напоминающий какую-нибудь серийную модель из прошлых или нынешних. Но огромные задние колеса и сверхмощный двигатель трудно упрятать — они явственно выпирают. Вот и получается этакий ярко-раскрашенный болид, будто карикатура на свой «цивильный» прообраз — местами распухший, с нарушенными пропорциями. Однако ездят фаннигкары весьма неплохо,и. хотя до нитрометановых чудовищ им далеко, полторы-две тысячи лошадиных сил, что выжимают они из своих моторов, позволяют проходить дистанцию быстрее 7 секунд и к финишу набирать скорость под 350 км/ч.

Pro Stock dragsterИ, наконец, класс Pro Stock dragster, что означает «серийные», то есть драгстеры, выполненные на базе серийных моделей, а точнее, более или менее напоминающие их внешним видом. Причем скорее менее, чем более, поскольку американское понятие «серийный» явно отличается от общечеловеческого, и такие машины скорее ближе к прототипам. Вообще, что касается правил гонок на драгстерах, то они сложны и запутаны, как, пожалуй, никакие другие, а главное, ежегодно претерпевают серьезные изменения. При этом машины делятся на десятки классов по многим признакам: типу топлива, наличию или отсутствию наддува, объему двигателя, весу и т. д. Одно остается неизменным: две параллельных дорожки, финишная отметка на расстоянии четверти мили (чтобы определить победителя, используется высокоточная оптико-электронная аппаратура), старт дается с места двум участникам по сигналу светофора. Этакий спортивный вариант любимой забавы водителей: кто кого «сделает» со светофора.

Гонки драгстеровДо старта начинается прогрев шин. Гонщики пускают задние колеса в пробуксовку, резина горит, испуская клубы белого дыма и чертя жирные черные полосы на дорожке, моторы надсадно ревут. Наконец резина разогрета почти до температуры плавления и прилипает к асфальту. Драгстеры бок о бок замирают у стартовой линии и по зеленому сигналу светофора с оглушительным грохотом, соответствующим максимальным оборотам двигателя, встав на дыбы, выстреливают как из катапульты. Привычные категории оценки динамики здесь неуместны; добрые старые 100 км/ч Top Fuel развивает быстрее, чем за секунду, а в конце мерного отрезка скорость достигает 480—490 км/ч...

Зрелищность и высокий накал борьбы привлекают на соревнования драгстеров только в США более 10 миллионов зрителей в год. Хот-роды в целом как и драгстеры в частности по популярности они сравнимы с такими национальными видами спорта, как бейсбол, хоккей или гонки Инди, а по количеству участников превосходят любой вид автоспорта. Драгстеры появились уже и в Европе, да и в других странах, повсеместно проводятся национальные и международные чемпионаты.

История автомобильного транспорта
Вверх