Автомобили вождей СССР

летний автомобиль Ленина

Еще до революции российская аристократия питала нежную привязанность к дорогим иномаркам, и на первом месте по популярности находились машины Роллс-Ройс. Иностранцы весьма удивлялись, когда встречали в России такое количество Роллсов: им было невдомек, что лишь бензиновые "аристократы" с их многократным запасом прочности могут достойно противостоять местному бездорожью. Тон задавал великий князь Михаил Александрович, братец Николая II. слывший страстным охотником до роскошных "моторов". И среди них он особо выделял Роллс-Ройсы. Конечно, прочие тузы тоже подтягивались, старались соответствовать.

После октябрьских событий "награбленное у народа" оказалось в руках победившей стороны и было представлено ею к делу в автохозяйствах ревкомов, наркоматов и прочих новых контор. Разумеется, не были забыты и руководители революции. Чтобы путешествия по проезжим хлябям не отнимали слишком много сил естественным образом для таких целей выделялись автомобили поудобней и покомфортабельней. Но, понятное дело, "донашивать" господское новая власть сочла для себя зазорным, а потому принялась выписывать себе Роллс-Ройсы прямо из Англии, едва вступив с нею в экономические отношения.

Автомобиль Ленина. автосани кегрессТак попали на нашу территорию оба автомобиля, экспонируемых в музеях возле ГУМа и в Горках. Одну машину приобрел еще в 1920 году Л.Б.Красин, побывавший в Лондоне во главе торговой делегации. Другую закупили там же пару лет спустя. Правда, однозначно констатировать подлинность полугусеничного экземпляра из Горок я бы не стал: по документам он проходил просто как "автосани кегресс" (А.Кегресс - изобретатель навесного гусеничного движителя для автомобилей, впоследствии сотрудник французской фирмы Ситроен, а в дореволюционную пору российский подданый) без указания фабричной марки. Между тем в журнале "Мотор", в одном из первых номеров за 1926 год. был опубликован фотоснимок полугусеничной машины с подписью "Автосани в гараже ЦИК", изображающий оборудованную гусеничной тягой открытую машину совсем другой марки - Паккард! Происхождение этого автомобиля, по крайней мере, никаких сомнений не вызывает: его реквизировали из обширного гаража вышеупомянутого великого князя Михаила. Фотографии прежнего владельца рядом с автомобилем неоднократно мелькали на страницах дореволюционных изданий.

Автомобиль Сталина. Паккард 1934 годаНовая власть к Паккардам тоже хорошо относилась. На машине выпуска 1928 года ездил - сам за рулем! - первый красный офицер Ворошилов. У него, правда, был фаэтон, а не бронированный лимузин как у Сталина или его подручного Берии. Лимузин, кстати, сохранился, его можно было увидеть в киноэпопее "Освобождение". Диктатор так прикипел душою к Паккарду, что повелел внешний вид первого послевоенного советского автомобиля высшего класса с точностью до мельчайших деталей скопировать с привезенного (модели 1 941 года) автомобиля Паккард-180. Величественный символ победившего социализма смахивал, таким образом, на устаревший заокеанский образец, - уже начиная с моделей 1942 года Паккарды выглядели совсем по-другому, менее монументально.

автомобиль Сталина. Зис 110СОчевидно, следуя тезису "Сталин - это Ленин сегодня", генералиссимус завел себе "броневичок" на базе нового ЗИСа, да не один, а целую автоколонну. Видимо, опасаясь покушения, он имел обыкновение ездить не на одной машине, а сразу на четырех. "Броневичок" ЗИС-110С комплектовался американским задним мостом от вездехода Додж 3/4, - стандартный зисовский мост мог не выдержать тяжелой скорлупы, и конструкторы решили подстраховаться.

Зил 111Г - паккардА вот Никита Сергеевич Хрущев особой страсти к Паккардам не питал, он предпочитал Кадиллаки еще со времен своего секретарства на Украине, где в его распоряжении был открытый автомобиль этой марки, седан - кабриолет 1939 года серии "75".(Этот автомобиль тоже цел, но находится не в музее, а в частных руках). После вояжа за океан и встречи "лицом к лицу с Америкой", где его возили на лимузинах той же марки и той же серии 1958 и 1959 годов выпуска, он окончательно укрепился в своей привязанности к Кадиллакам. Зная это, на ЗИСе - не без участия самого Хрущева переименованном в ЗИЛ - постарались прилежно оформить под Кадиллак очередную модификацию правительственной машины ЗИЛ-111Г. К сожалению, дело ограничилось лишь композицией передка, сочетавшей в себе радиаторную облицовку от Кадиллака 1901 года с бампером от Кадиллака 1962 года. Все это не слишком вязалось с очень тяжелой формой кузова, а сами создатели машины говорили, что "она являет собой законченный образец тяжелого танка" - для полного сходства ей не достает лишь бревна, вставленного в то место, где положено быть лобовому стеклу. (В начале пятидесятых ехидные американцы прозвали один Паккард-лимузин беременной слонихой за чрезмерно пухлый кузов. Так вот он против ЗИЛа-111Г - что некормленная газель!) Даже "парадный" вариант этого автомобиля оказался не слишком похожим на Кадиллак.

Мерседес БрежневаБрежнев своей страстью к престижным иномаркам напоминал того самого князя. При нем в гараже ЦК завелись и Мерседесы всех мастей, в том числе редчайший шестидверный "пульман" шестисотой серии (один из 124 изготовленных), и Мазерати, и. конечно же, Роллс-Ройсы новейших образцов. Были и американские марки. Президент Никсон подарил генсеку во время визита в США темно-синий двухдверный Линкольн, который был тут же испытан новым владельцем. Лихая манера Брежнева-водителя резко контрастировала с манерами Брежнева-политика. К счастью, в тот раз поездка окончилась благополучно, и Линкольн уцелел. Увы, этого нельзя сказать о том Роллс-Ройсе, который владелец основательно разбил.
Двум последующим генсекам по состоянию здоровья было не до разъездов, а когда случалось выезжать время от времени в аэропорт, то в колонне всегда шел "членовоз" - автомобиль скорой неотложной ПОМОЩИ на базе ЗИЛ-114 с бригадой врачей, всегда готовых помочь слабеющему сердцу на пути к стационару.

На этом мы пока закончим рассказ об автомобилях, служивших высшему эшелону власти в СССР.
 

История автомобильного транспорта
Вверх