Opel 4/8 – докторваген

Opel 4/8 – докторваген

Opel 4/8 – за что же его прозвали "докторвагеном ", "автомобилем врача ", если в нем даже нет места пациенту?..Часть ответа на этот вполне разумный в общем-то вопрос содержится, как ни странно, в нем самом. Точнее — в его постановке. Если бы автомобиль предназначался для перевозки пациентов, он бы и звался по-другому: не "докторваген ", а "кранкенваген ", от немецкого "кранк" — больной. И была бы это тогда обычная мед карета, каких в ту пору было пруд пруди что на традиционной гужевой тяге, что на новомодной автомобильной. А с какой это стати врач обязан добираться до своих пациентов обязательно на упряжной коляске или на велосипеде, если автомобиль домчит его быстрее?..

Понятное дело, работать разъездной машиной для медика сможет автомобиль далеко не всякий. Нужен автомобиль легкий, несложный, — чтоб поменьше ломался и попроще чинился, — а еще выносливый и неприхотливый: дороги скверные, зимой и осенью в особенности, да при этом кривые и извилистые, так что базу колесную лучше бы иметь покороче, чтоб машина верткою была. Именно такими соображениями и руководствовалась немецкая фирма Adam Opel AG, закладывая в серию машин 1907 года 4-нилиндровую модель Opel 4/8.

Первым врачом, который для выезда к своим пациентам вместо конного экипажа начал использовать безлошадный, был не немец, а американец: некий д-р Карлос Буг из Янгтауна в штате Огайо решился изменить своей верной лошадке с автомобилем еще в 1895 году и, рассказывают, остался доволен. Но в те доисторические времена еще никому и в голову придти не могло проектировать автомобили специально в расчете на врачей, — главной за дачей дня было сделать новомодный механический экипаж хоть мало-мальски способным к эксплуатации на отвратительных тогдашних дорогах; до специализации ли тут!.. А опелевская модель Opel 4/8 создавалась, менее десяти лет спустя, именно с прицелом на данную покупательскую категорию — специалистов со средним достатком, чья работа связана с частыми разъездами: сюда попадали не только врачи, но и адвокаты, и сельские ветеринары, и представители некоторых других профессиональных групп. Расчет, скажем сразу, оправдался полностью: с выходом на рынок "докторвагена " годовой объем реализации автомобилей марки Opel разом подскочил на 70% и обеспечил фирме почти девять процентов германского внутреннего рынка.

Opel 4/8 – докторвагенПо конструкции своей машинка Opel 4/8 была самая что ни на есть немудрящая: четыре цилиндра, три скорости, два обитых натуральною кожей сиденья (в метре над уровнем земли), четверть- эллиптические рессоры, барабанные тормоза, — только на задних колесах, а на передних вообще никаких не полагалось. Были в ней и свои "изюминки", вроде алюминиевого картера на двигателе, быстросъемных колес (чрезвычайно полезная новинка — ведь по дорогам валялось великое множество подковных гвоздей, и заработать прокол в шине было вот именно что не просто, а очень просто) или хитроумной централизованной системы смазки с насосом, промежуточным резервуаром и замкнутой цепью с небольшими черпачками на ней, которые и переносили масло из упомянутого резервуара к точкам смазки. Оригинально решалась проблема взаимной пригонки движущихся деталей в моторе: каждый собранный агрегат устанавливали на стенде и не заводя крутили приводным ремнем от постороннего источника вращения часов этак десять-двенадцать кряду, чтобы все там внутри как следует притерлось. Затем мотор переставляли на другой стенд, запускали... и гоняли еще десять часов в рабочем режиме, дабы убедиться, что он действительно не подведет. Сложная процедура, громоздкая, но ведь это был, напомним, 1908 год, и во всем мире полной взаимозаменяемости деталей на стадии их изготовления сумела добиться одна только фирма Cadillac в Америке, которая, между прочим, автомобилей с четырьмя цилиндрами в ту пору еще не выпускала, только одноцилиндровые. А опелевский агрегат, при всем его, с нынешней точки зрения, примитивизме, — был, по понятиям своего времени конструкцией достаточно совершенной, передовой и довольно-таки сложной. И экономичной, кстати говоря: семь с половиною литров бензина на 100 километров пробега — это, право же, и для наших дней показатель не из худших. (Плюс, правда, еoе 7 литров масла на те же 100 км, но тогда такой расход считался в порядке вещей.)

"Дробный" цифровой индекс, характерный для многих автомобилей того времени, это следствие существовавшей практики налогообложения автомобилистов. Дело в том, что налоги взимались не с фактической отдачи мотора, а с так называемой "литровой " мощности, исчисленной исходя из его рабочего объема: эта цифра проставлялась в индексе первой, а через косую черту указывалась та мощность, которую автомобиль (вернее, его силовой агрегат) развивал в действительности. Таким образом покупатель сразу видел по индексу, за что ему придется платить и что он будет иметь на самом деле. В случае с моделью Opel 4/8 рабочий литраж составлял 1029 куб. см, что давало всего четыре облагаемые налогом лошадиные силы, а реальная отдача была ровно вдвое больше, и развивалась она на 1600 об/мин.
Рычаг коробки передач располагался у водителя под правой рукою, и кулиса, по которой он должен был перемешаться, тем самым оказывалась как бы "за бортом " машины — на внешней стороне рамного лонжерона. Эnо никого не беспокоило, поскольку считалось общепринятой практикой, да и сам по себе "борт" кузова в этом месте был категорией скорее умозрительной, ибо существовал как факт лишь в исключительных случаях и крайне редко. Сама трансмиссия находилась под полом пассажирского отделения кузова и сообщалась с двигателем (или разобщалась от него — смотря по обстоятельствам) при посредстве конической муфты сцепления, подбитой толстенной подошвенной кожею. В противоположную сторону от трансмиссии, к дифференциалу на заднем мосту, уходил карданный вал. Ножной тормоз действовал на выходной вал коробки передач, а барабанные тормоза на задних колесах считались "вспомогательными" и повиновались довольно длинному рычагу, смонтированному по соседству с рукояткой трансмиссии под правой рукой водителя. Все эти органы управления требовали от водителя хорошей физической подготовки, поскольку были определенно туговаты, но все же справиться с 525-килограммовым "докторвагеном " было куда легче, нежели с каким-нибудь лимузином или ландолетом, весившим вчетверо больше. По крайней мере, среднему человеку эта задача была под силу, — иначе автомобиль не пользовался бы такой популярностью.

Opel 4/8 – докторвагенМашина Opel 4/8 предлагалась по цене вполне доступной — 3950 марок; до этого самый дешевый Opel стоил в два с лишним раза дороже. За эти деньги водитель получал куда худшую защиту от внешних условий, чем, к примеру, силовой агрегат машины, — тот сверху был прикрыт капотом, а снизу довольно толстым железным листом, исполнявшим роль противогравийного экрана; человеку же предлагался только кожаный фартук, укрывающий ноги до пояса, — ни дверей, ни даже самого примитивною складного верха не полагалось. Но, учитывая, что многие врачи того времени ездили по пациентам вообще на велосипеде, возможностью заиметь по вполне сходной цене ретро машину, способную развивать до полусотни километров в час, они воспользовались бы с радостью. И когда такая возможность им представилась, они тут же за нее ухватились. Упомянутый выше 70-процентный рост сбыта — это, как выяснилось, еще цветочки: спустя всего год фирма Adam Opel AG построила и продала уже не 845 автомобилей, а целых 1615!

Впоследствии на машине появился откидной тент, за который, правда, полагалось платить отдельно, и дополнительное третье место в задней части, и даже закрытая модификация: двухместное "городское купе " работы доныне известного ателье Karmann в Оснабрюке. Но основная часть "докторвагенов " была открытой всем ветрам, не боящейся каменистых дорог, простодушно готовой к самым разным превратностям пути, неприхотливой и выносливой.

История автомобильного транспорта
Вверх